аренда квартир

Набить шишки на аренде и не сдаться

Взгляд на сегодняшнее положение арендодателей пробуждает в памяти чем-то похожую историю «челночных» торговцев 90-ых. Те тоже действовали на потребу обществу. Никем не уполномоченные и не защищённые, они впряглись в лямку рискованного бизнеса и на свои плечи взяли проблему снабжения огромной страны всем модным, ярким, чего так хотелось её жителям. Государство тогда беспомощно и равнодушно устранилось от повседневных вопросов граждан: что надеть, обуть, как приодеть ребёнка и т.д.

Аренда жилья: миссия почти выполнима

Очевидна несостоятельность державы со времён СССР и по сей день справиться и с проблемой доступного жилья для своих людей. Государство решает, по сути, за счёт личной инициативы граждан, сдающих свою недвижимость в аренду, вопрос временного проживания огромных масс мигрирующего в поисках работы населения страны. Поэтому аренда жилья ещё долгие годы будет необходима, а её работники незаменимы. При этом остальным гражданам всегда будет казаться, что люди, имеющие лишнее жильё, гребут лопатой деньги и не имеют никаких забот. Мелкое чувство зависти не позволяет посмотреть на ситуацию с обратной стороны. А там вот что:

1. Недобросовестные квартиросъёмщики, которые не хотят платить, обманывают, тайно исчезают, оставляя долги;

2. Испорченная бытовая техника, сломанная мебель, украденное имущество;

3. Следы разрухи в помещении, ободранные обои, разбитые стёкла, приведённая в негодность сантехника;

4. Приведенные в антисанитарное состояние кухня, ванная, туалет; перегоревшие лампочки;

5. Шок от встречи с незнакомыми людьми – фактом субаренды, когда снятую квартиру мошенники пересдали без ведома владельца и получили доход.


В данном перечне негатива абсолютно нет сгущения красок. Достаточно просмотреть несколько сайтов с отзывами об аренде.

Конечно, любые отношения двух сторон, когда одна платит другой, содержат конфликт, ибо эти стороны по определению антагонисты. Перевести эти отношения в партнёрские или дружеские нереально, а в деловые – не всегда получается. А ведь у арендодателя таких антагонистов, как минимум, два: арендатор и государство (в лице налоговой службы). Один платит ему и потому тайно ненавидит. Второй тоже, если и не ненавидит, то подозревает в стяжательстве и обязывает отдавать 13% прибыли. О том, что аренда – это не только прибыль, умалчивается.

В борьбе за более или менее успешное ведение своего дела, дающего небольшой доход, арендодателю приходится рассчитывать только на себя.

«Разведдействия в тылу» предполагаемого арендатора – залог успеха

Что есть в распоряжении арендодателя? Типовой договор, который подписывается в двух экземплярах как соглашение между двумя сторонами. Но лишь при наличии двух свидетелей (незаинтересованных лиц) данной сделки этот договор может иметь силу документа, рассматриваемого в суде, если до него дойдёт дело. Чтобы перспективу судебных разбирательств исключить для себя как неприемлемую в принципе, можно очень многое предпринять ещё на подступах к заключению договора. Присмотревшись, как работают банки, взять на вооружение их схемы, приёмы. Это, конечно, самодеятельность, но кто решил, что она невозможна: всё, что не запрещено законом, имеет право быть в интересах дела.

Следующие действия помогут снизить риски арендодателя:

1. От претендентов на своё жильё потребовать поручительство двух лиц, лучше родственников. Пусть это будет упрощённая форма: телефоны, электронные адреса, другие контакты;

2. Просмотреть информацию на сайтах службы судебных приставов и МВД: не значатся ли будущие квартиранты в розыске как должники или правонарушители (перед этим внимательно ознакомиться с документами – требовать только паспорта или вид на жительство);

3. Стать постоянным посетителем сайтов, посвящённых отзывам об аренде (все аферисты, мошенники, скандалисты фигурируют там с подробными характеристиками, составленными их бывшими арендодателями);

4. У молодых людей, особенно студентов, попросить дать устную информацию о родителях и их контактные данные;

5. Попросить о звонке хозяину последней квартиры, где проживал наниматель, чтобы услышать его рекомендацию-характеристику;

6. При подписании договора аренды приложить к нему 5 – 6 фотографий квартиры, на которых арендатор ставит подпись и дату, то есть фиксирует, в каком состоянии он её принимает;

7. Обязательно потребовать залоговую сумму в размере, не меньшем месячной арендной платы;

8. В договоре в соответствующем пункте или в приложении перечислить всю бытовую технику и предметы мебели, отметив, в каком состоянии они передаются квартиросъёмщику;

9. Попросить квартиранта перед самым моментом подписания договора о разрешении сделать его фото в интерьере квартиры;

10. Взять за правило: в первые три месяца проживания квартирантов один раз в десять дней звонить по какому-нибудь практичному вопросу и при этом обязательно интересоваться, всё ли в порядке на квартире. Это срабатывает на опережение нежелательных ситуаций. И, конечно, один раз в месяц лично побывать в квартире – это значит избежать всяких «вдруг», «а оказывается», «подумать только».

Ни в одном из перечисленных пунктов нет ничего оскорбительного или неэтичного по отношению к квартиросъёмщику, учитывая что ему доверяется чужая квартира с имуществом. Но в то же время эти пункты являются своеобразным тестом на конфликтность человека. Если он станет какими-то из положений возмущаться, значит не готов их принять, или склонен нарушать, или что-то уже нарушал раньше. Следовательно, проблемы в будущем неизбежны. Нужны ли они владельцу квартиры, решать только ему.